21 мая 2021, 20:44 2698 0 Автор: Золотая Орда

Mongolian horses

Монгольская лошадь - это древняя национальная порода Монголии. Облик её остаётся неизменным веками. Представителей породы можно встретить на севере, северо-востоке, северо-западе страны. Животные пасутся табунами в нагорье или высоко на равнинах.

Используя Монгольскую породу лошадей в качестве «оружия» народу во главе с Чингисханом в 13 веке удалось создать огромную Монгольскую империю. Исторические хроники свидетельствуют, что как самостоятельный вид, породу разводят примерно с XII века. Более того, эти лошади стали предком многих иных пород степи.

Учёные исследовали генотип различных представителей из табуна и узнали, что он разнообразен, так как монгольская порода формировалась на протяжении длительного времени и вобрала в себя много видов. Они считают, что основным предком монгольской лошади были не местные дикие лошади Пржевальского, а тарпаны, проживающие на севере страны.

Недавно сибирские учёные исследовали митохондриальные геномы лошадей из жертвенников культуры херексуров и оленных камней Монголии, а также из захоронения хунну (сюнну). На основе филогеографического сравнительного анализа исследователи определили, с какими древними и современными породами монгольские лошади имеют самое близкое общее происхождение. Результаты работы опубликованы в журнале Genes.

«Монгольская лошадь — одна из древнейших пород лошадей. Скорее всего, она является предковой или как минимум родственной для многих более современных, что подтверждает анализ разных генетических маркеров», — отмечает младший научный сотрудник лаборатории цитогенетики животных Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Мария Александровна Куслий.

В популяционной истории монгольской породы лошадей существует много белых пятен, поскольку имеет место недостаток данных по их ДНК. Специалисты из ИМКБ СО РАН, Алтайского государственного университета (Барнаул) и Улан-Баторского государственного университета (Монголия) решили восполнить этот пробел. Они отсеквенировали митохондриальные геномы 5-ти домашних монгольских лошадей, найденных в жертвенниках культуры херексуров и оленных камней (первая треть I тыс. до н. э.), и одной лошади из захоронения хунну (I в. до н. э. — I в. н. э.). Затем учёные провели филогенетический анализ с привлечением митохондриальных геномов древних и современных лошадей из Монголии и других регионов, то есть оценили степень родства между ними.

Результаты показали генетическую преемственность между монгольскими лошадьми культуры херексуров и оленных камней и культуры хунну (сюнну) благодаря наличию родственных митотипов в популяциях этих культур.

«Кроме того, исследуемые лошади оказались близкородственными современным лошадям коренных китайских пород, древних пород Средней Азии и одной местной итальянской породы. Это уже второе наше исследование, в котором показано близкое родство древних лошадей Забайкалья и Монголии с лошадьми итальянской коренной породы. Возможно, имели место контакты империи хунну (сюнну) и Римской империи, но эту гипотезу ещё нужно подтвердить», — рассказывает Мария Куслий.

Несмотря на все миграции монгольских народов за последние три тысячи лет, митохондриальный генетический состав популяций монгольских лошадей остаётся практически без изменений. Монгольская разновидность сегодня такая же, как совершавшая набеги во времена Чингисхана. Эти кони, как и другие аборигенные, низкорослые. Вид формировался в тяжёлом климате. По холке жеребцы не выше 128 см, а кобылы от 125 см до 126 см.

Происхождение якутских лошадей

Ранее учёные расшифровали геном особой породы якутских лошадей, способных выживать в суровых погодных условиях северо-востока Сибири. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

​Определена генетическая преемственность древних монгольских лошадей

Биологи проанализировали геном 9-ти современных особей якутских лошадей, лошади, жившей в XIX веке, а также животного, которое обитало на территории современной Якутии около 5200 лет назад. Затем учёные сравнили геном исследованных особей с ДНК 3-х диких и 27 одомашненных лошадей Пржевальского, а также с ДНК лошадей эпохи позднего плейстоцена.

В результате работы было установлено, что якутские лошади, необыкновенно хорошо приспособившиеся к жизни в холодам, пришли на эту территорию вместе со своими хозяевами около 600–900 лет назад с территории Прибайкалья. Именно за этот сравнительно короткий период в организме животных появились особенности, позволяющие им выживать в условиях холодных сибирских зим. По сравнению с близкими к ней по типу монгольскими лошадьми, якутская лошадь отличается бо́льшим ростом и массивностью.

Происхождение легендарных скифских лошадей

Ранее предполагалось, что лошадей одомашнили люди ботайской культуры, существовавшей 5,7-5,1 тысяч лет назад на территории современного Казахстана. Однако результаты генетического исследования показали, что лошади, жившие в Евразии последние четыре тысячи лет, в том числе и современные породы, произошли не от ботайских, а от неизвестных лошадей. Их геном соответствовал ДНК ботайских лошадей всего на 2,8%. В то же время ботайцы оказались предками современных лошадей Пржевальского, которые до сих пор считались единственными существующими до сих пор дикими лошадьми.

Авторы исследования предполагают, что в III тысячелетии до нашей эры люди одомашнили другую популяцию лошадей, никак не связанную с ботайскими. Это либо произошло в другом центре доместикации, либо в популяции ботайских одомашенных лошадей появились чужаки, которые постепенно их вытеснили.