Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

14 июля 2021, 19:30 8966 0 Автор: Золотая Орда

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

foto: letstravelmongolia.com

Введение

Особо дискутируемым в последнее время является вопрос о том, насколько правомерно выделять особую золотоордынскую цивилизацию (Кульпин 2004; 2008; Крамаровский 2005; Миргалиев 2014; и др.). Впрочем, этот термин уже настолько прочно вошел в научный дискурс, что даже появилось периодическое издание с одноименным названием.

Так или иначе, важно вовремя остановиться: выделение все новых и новых цивилизаций кочевых народов не должно быть бесконечным. Здесь необходимо не перейти грань разумного.

С одной стороны, количество цивилизаций не может быть равным числу этнических общностей. С другой стороны, если выделять особые, отличные одна от другой цивилизации, то каждой выделяемой цивилизации должен соответствовать набор особых, отличительных черт — ее так называемый генетический код. Об этом создатели «новых» цивилизаций обычно забывают. Что в конечном итоге может привести к мифологизации выделенного.

Изначально являясь лишь одним из улусов обширной Монгольской империи, Золотая Орда со временем сама стала могущественным государством имперского типа. При этом она, с одной стороны, унаследовала определенные традиции империи, из которой выделилась, с другой же — восприняла многие социально-экономические и политические черты стран и народов, вошедших в ее состав.

В результате Золотая Орда представляла собой сложное и комплексное социально-историческое и геополитическое явление, характеризующееся значительным своеобразием и самобытностью. Поэтому не случайно в последнее время все чаще ведутся дискуссии о правомерности использования термина «золотоордынская цивилизация» (см., напр.: Крамаровский 2003; Кульпин 2008; Круглый стол 2008; ср.: Крадин, Скрынникова 2006: 45).

Тем не менее изучать историю Золотой Орды вне контекста общей истории средневековых тюрко-монгольских общин и государств представляется некорректным и нецелесообразным. Несомненно, она в первую очередь являлась наследницей политико-правовых традиций кочевых империй Евразии, что и предопределило ее развитие.

За время существования Золотой Орды (начало XIII в. — 1502 г.) ее статус неоднократно менялся: улус в составе Монгольской империи — независимое государство — государство в составе «конфедерации» (каковой стала «обновленная» Монгольская империя на рубеже XIII–XIV вв.) — вновь самостоятельное государство, каковым она и оставалась до своего падения.

Как и большинство государств в мировой истории, Золотая Орда пережила стадии становления, расцвета, политического кризиса, временного восстановления, распада и окончательного падения. Каждый из этих этапов характеризовался определенными изменениями в политическом устройстве, экономической системе и международном положении государства.

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

Время образования Золотой Орды и ее границы

О времени образования Золотой Орды (улуса Джучи) в науке до сих пор ведутся споры. Наиболее ранней датой принято считать 1207–1208 гг., когда Джучи, старший сын Чингисхана, согласно «Сокровенному сказанию», покорил «лесные народы» (в том числе ойратов, киргизов и др.) и получил их земли в управление (Козин 1941: § 239; Сафаргалиев 1996: 293; Кушкумбаев 2009: 83).

На наш взгляд, в данном случае речь идет не о выделении Джучи собственного улуса, а лишь о назначении его наместником Чингисхана в завоеванных областях — аналогично тому, как монгольские военачальники ставились во главе подразделений, состоявших из представителей племен, присоединенных к монголам. В связи с этим наиболее вероятной датой образования улуса Джучи (именно как Золотой Орды, т.е. автономного подразделения Монгольской империи) нам представляется начало 20-х годов XIII в.

Согласно Рашид ад-Дину, уже в 1222 г. Джучи «ушел в свое становище… и улус» (Рашид ад-Дин 1952а: 257). Примерно к этому времени относится выделение улусов и другим сыновьям Чингисхана в пределах существенно разросшейся Монгольской империи.

При этом следует отметить, что Джучи, получив собственный удел (Золотую Орду), стал вскоре и младшим соправителем своего отца, возглавив западное крыло Монгольской империи, в которое помимо Золотой Орды вошел и улус Чагатая.

Впрочем, после смерти Джучи главой западного крыла империи стал его следующий по старшинству брат Чагатай (Трепавлов 1993: 77).

Таким образом, статус правителя Золотой Орды отнюдь не означал, что его обладатель автоматически приобретал и статус главы западного крыла, соправителя монгольского хана.

Третья из предлагаемых в историографии дат образования Золотой Орды, 1242–1243 гг. (БСЭ 1972: 561; Греков, Якубовский 1998: 51; Чойсамба 2006: 162; Илюшин 2009: 109), на наш взгляд, не может быть принята ни в коей мере. Ни один источник не сообщает о создании в это время нового улуса в составе Монгольской империи или, тем более, о возникновении нового самостоятельного государства. Речь шла всего лишь о корректировке границ уже существовавшего улуса Джучи.

Итак, каковы же были границы владений Джучи и его потомков? Этот вопрос, также вызывающий дискуссии, в значительной степени связан со временем образования Золотой Орды.

Так, отталкиваясь от даты 1207–1208 гг., некоторые авторы склонны считать, что восточная граница Золотой Орды простиралась до Саяно-Алтая (Илюшин 2009: 110).

Возможно, применительно к ситуации первого десятилетия XIII в. владения Джучи могли включать эти территории. Однако вполне очевидно, что к началу 1220-х годов, когда, как отмечено выше, возник автономный улус Джучи, границы Монгольской империи существенно раздвинулись, и поэтому ничего удивительного в том, что после разделов 20-х годов XIII в. владения Джучи «переместились» далее на запад, а его первоначальный удел перешел под власть Угэдэя.

По-видимому, окончательно закрепление уделов имело место уже после воцарения Угэдэя, то есть в конце 1220-х годов (Почекаев 2006: 66–67).

Таким образом, в отношении границ Золотой Орды мы в полной мере разделяем позицию В.Л. Егорова: в период ее наивысшего расцвета границы этого государства простирались от степных областей современной Молдавии (а также Венгрии и Болгарии) на западе до Хорезма, Западной Сибири и степей Казахстана на востоке (Егоров 1985: 32–35, 45).

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

Улус Джучи в составе Монгольской империи

После гибели Джучи (ум. 1227) улус возглавили его сыновья: Орду (ум. ок. 1252), старший сын, встал во главе земель, управлявшихся огланами (царевичами) левого крыла; Бату (ум. 1256) — во главе земель, управлявшихся огланами правого крыла.

Считалось, что Чингисхан назначил преемником отца именно Бату, в связи с чем с этого времени потомки Орды признавали старшинство потомков Бату (Рашид ад-Дин 1960: 66; Утемиш-хаджи 2017: 28–30).

В 1237–1242 гг. монгольские войска под командованием Бату совершили два похода против кыпчаков, Волжской Булгарии и Руси, вторглись в страны Центральной Европы. После этих походов территория улуса Джучи значительно увеличилась и на западе включила Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ, южнорусские степи, Крым, Северное Причерноморье, части Венгрии и Трансильвании, доходя до Дуная.

Русские княжества признали вассальную зависимость от ханов Монгольской империи, а часть южнорусских степей непосредственно вошла в состав Золотой Орды. В вассальную зависимость от Джучидов попали также Грузия, Сельджукский султанат, несколько позже — Сербия, а также Видинское и Браничевское княжества (на территории современной Болгарии).

Бату и его преемники остались жить на новоприобретенных землях, сюда же, на Волгу (Едиль, Итиль) они перенесли центр улуса, где основали столицу — г. Сарай (позже назывался Сарай ал-Махрусе, близ современной Астрахани, в археологической литературе именуется Селитренным городищем).

Прежде в литературе считалось, что в первой половине XIV в. хан Узбек перенес столицу государства из Сарая в Сарай ал-Джадид (Новый Сарай, близ современного Волгограда). Однако это положение было отвергнуто современными исследователями, которые считают, что обе столицы Джучидов располагались на месте Селитренного городища, а эпитет «ал-Джадид» обозначает лишь новую часть города, возведенную при Узбеке и Джанибеке. В таком случае город на Царевском городище, именовавшийся прежде Сарай ал-Джадид, следует отождествлять с Гюлистаном (Рудаков 1999; 2000).

Отметим, что, хотя перечисленные выше государства признавали своим сюзереном правителя улуса Джучи, сам улус оставался лишь частью империи. Даже когда на монгольский престол в 1251 г. вступил Мунке, пришедший к власти при поддержке Бату и в благодарность за это признавший последнего своим соправителем в западных улусах Монгольской империи, статус улуса Джучи не изменился: еще преемники Бату — Сартак (1256) и Улагчи (1256–1257/58) назначались правителями по воле великого хана (Почекаев 2006: 251, 309, 310).

Таким образом, в 1220–1260-е годы улус Джучи являлся не самостоятельным государством, а уделом Монгольской империи.

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

Провозглашение самостоятельности

Первым правителем улуса Джучи, пришедшим к власти без одобрения великого хана, стал Берке, брат Бату (1257/1258–1266).

Воспользовавшись смутой в Монгольской империи, начавшейся после смерти Мунке (1259), и борьбой за трон между Ариг-Бугой и Хубилаем, Берке фактически перестал подчиняться Каракоруму и повел самостоятельную политику: воевал с Хулагуидским Ираном, установил дипломатические отношения с Египтом и Византией. Тем не менее ханского титула он, по-видимому, не принял, поскольку в трудах историков XIII — начала XIV в. фигурирует как «Берке-огул» (СМИЗО 2006: 162).

Берке стал первым правителем улуса Джучи, официально принявшим ислам, но это не повлекло обращения в ислам всего населения улуса.

Впервые ханский титул принял преемник Берке — Менгу-Тимур, внук Бату (1266–1280), на что указывает выдача им уже в 1267 г. ярлыка русской церкви (правом выдачи ярлыков обладали только ханы).

На хурале в Таласе в 1269 г., где правители уделов Джучи, Чагатая и Угедэя провозгласили свою независимость от великого хана, ханский титул Менгу-Тимура получил официальное закрепление, на что указывает также чеканка им монеты от своего имени с начала 1270-х годов (Почекаев 2012: 61–63).

В правление ханов Туда-Менгу (1280–1287) и Тула-Буга (1287–1290) начинается возвышение Ногая, одного из крупных военачальников правого крыла, занявшего при этих ханах пост бекляри-бека. Оба хана были возведены на трон при прямой поддержке Ногая, но впоследствии им же и свергнуты.

Новый ставленник Ногая — хан Токта (1291–1312) выступил против бекляри-бека, но это едва не привело к расколу государства на две части.

Еще в 70-е годы XIII в. Ногай встал во главе фактически самостоятельного государства в Причерноморье, а около 1296 г. предъявил претензии на ханский трон (Хейвуд 2001), причем его поддержала значительная часть населения правого крыла улуса Джучи, благодаря чему он сумел поначалу нанести поражение Токте. Тем не менее к 1299 г. Токта одержал полную победу, а Ногай был убит.

К 1301 г. хан сумел покончить и с мятежами потомков Ногая, вновь установив власть над всем улусом Джучи. Правда, в результате этой смуты ханам Золотой Орды пришлось смириться с тем, что их бывшие вассалы на Балканах — Сербия и Болгария — провозгласили свою независимость (Хара-Даван 1996: 250).

Сумев сосредоточить в своих руках всю полноту власти, Токта занялся реформами: он постарался реорганизовать систему управления и провести унификацию выпускавшейся в стране монеты. Однако главным достижением этого хана следует признать его роль в восстановлении Монгольской империи — правда, уже на уровне конфедерации независимых государств.

Золотая Орда в составе «обновленной» Монгольской империи

На рубеже XIII–XIV вв. правители ряда улусов Монгольской империи, окончательно распавшейся к этому времени, пришли к мысли о необходимости восстановления былого единства — прежде всего в интересах развития торговли и повышения международного престижа ханов-чингисидов.

Активную роль в этом процессе играл хан Токта, которому в период борьбы с Ногаем было очень важно иметь дружеские отношения с другими улусами империи, чтобы предотвратить их вмешательство в ордынскую междоусобицу.

К началу XIV в. Тэмур, император (1294–1307) монгольской династии Юань в Китае, Токта, хан Золотой Орды, и Газан, ильхан Ирана (1295–1304), провозгласили воссоздание Монгольской империи под номинальным верховенством хаана Тэмура, который также становился верховным арбитром в разрешении споров между владетелями отдельных улусов.

Правители улусов Чагатая и Угэдэя поначалу не желали возвращения под власть великих ханов (пусть даже и номинальную), но в 1302–1303 гг. Токта и Баян (потомок Орду, старшего сына Джучи, правитель левого крыла Золотой Орды) в союзе с хааном Тэмуром начали войну против них, и местным правителям Дуве и Чапару пришлось согласиться на восстановление империи.

В 1305 г. новый ильхан Ирана Олджайту (1304–1316) отправил французскому королю Филиппу IV Красивому послание, в котором сообщал о воссоединении потомков Чингисхана, правителей четырех улусов, под властью великого хана (Козин 1935: 648).

Однако уже в том же, 1305 г. новоявленные союзники начали междоусобную войну, причем верховный арбитр, император Юань, не только не мог примирить их, но вскоре и сам вступил в борьбу с Чагатайским улусом. Тем не менее номинальное единство продолжало сохраняться вплоть до 1350-х годов.

Золотоордынские правители получили в управление несколько областей в Китае, доходы с которых отчислялись в их пользу еще в период правления ханов Узбека (1313– 1341) и Джанибека (1342–1357) (Кычанов 2002: 32; Почекаев 2015: 22–23).

Окончательно положили конец политическим связям Золотой Орды с империей Юань антимонгольское восстание в Китае 1350–1360-х годов и смута в улусе Джучи 1360–1370-х годов.

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

Расцвет Золотой Орды

Формально находясь в составе Монгольской империи, Золотая Орда фактически продолжала оставаться самостоятельным государством.

В результате реформ, начатых Токтой и продолженных его преемником Узбеком, в Золотой Орде окончательно сложилась система управления, в которой органично сочетались кочевые обычаи, традиции оседлого населения, наследие монгольского государства и институты мусульманского общества.

К 1320 г. хан Узбек, пришедший к власти при поддержке мусульманского духовенства и купечества, настолько усилил свои позиции, что сумел провозгласить ислам государственной религией Золотой Орды. Это позволило ему, с одной стороны, обеспечить себе поддержку многочисленного населения таких регионов Золотой Орды, как Поволжье и Хорезм, с другой — дало повод для расправы с другими претендентами на трон и влиятельными племенными предводителями Золотая Орда 305 (СМИЗО 2006: 277–278). В результате хану удалось создать централизованную систему власти, существенно урезав права и привилегии владетельных чингисидов и племенной аристократии.

В течение всего своего правления Узбек вел многочисленные завоевательные войны в Иране, на Балканах и в Средней Азии. Однако большинство его кампаний оказались неудачными, и никаких новых территориальных приобретений в его правление сделано не было.

Русско-ордынские отношения в период правления Узбека можно с наибольшим основанием охарактеризовать как эпоху «ордынского ига»: этот хан по своему усмотрению возводил на престол и свергал великих князей, больше, чем другие ордынские правители, казнил русских князей в своей ставке и многократно направлял на Русь карательные рейды. Однако и на этом направлении он не добился значительных успехов: в 1320 г. вассальные ему Киевское и Волынское княжества перешли под власть Литвы, в 1339 г. власть литовского князя признал Смоленск, а в 1340 г. также и Галич (Почекаев 2012: 121).

Тем не менее время правления Узбека традиционно считается эпохой наивысшего расцвета Золотой Орды — во многом благодаря хвалебным отзывам об этом хане мусульманских (арабских и персидских) средневековых авторов, в глазах которых хан являлся прежде всего ревностным мусульманином.

В правление Джанибека, наследника Узбека, Золотая Орда все еще оставалась сильным и могущественным государством.

Джанибеку удалось присоединить Азербайджан (за обладание которым сражались его предшественники, начиная с Берке), укрепить свою власть в Крыму, победив генуэзцев Кафы, усилить контроль над русскими княжествами. Однако подобная преобразовательная и завоевательная деятельность Узбека и Джанибека привела к усилению влияния владетельных Джучидов и племенных вождей, на которых опирался хан.

Период смуты

Уже в правление Джанибека, несмотря на внешнее спокойствие, наметились первые признаки ослабления центральной власти. При Бердибеке (1357–1359), сыне и преемнике Джанибека, в улусе Джучи началась смута, длившаяся более 20 лет и известная в русских летописях под названием «Великая замятня» (1358–1380).

На трон предъявили претензии представители трех ветвей Джучидов — потомки Бату, Шибана и Тукай-Тимура; более того, по мнению ряда исследователей, за золотоордынский трон в это время боролись также и потомки Орду, старшего сына Джучи (Григорьев 2004: 204–205).

За время смуты на троне сменилось более 20 ханов, причем некоторые из них правили одновременно, распространяя свою власть лишь на отдельные области улуса Джучи. Впрочем, подобное явление еще не означало распада государства: каждый из ханов претендовал на власть над всем улусом и стремился подчинить себе всю его территорию.

Влияние племенной тюрко-монгольской знати в этот период достигло своего апогея: отдельные вожди и правители областей (Пулад-Тимур, Тагай, Черкес) провозглашали себя самостоятельными правителями в своих владениях, чеканили собственные монеты и даже соперничали за власть с потомками Чингисхана (Гончаров 1997: 184; Мухамадиев 2005: 151–152). Другие племенные вожди, не осмеливаясь на столь явное попрание традиций, поддерживали различных потомков Джучи — законных претендентов на трон.

Наиболее значительной фигурой эпохи «Великой замятни» был темник Мамай, в 1362–1380 гг. контролировавший все владения улуса Джучи к западу от Волги и являвшийся бекляри-беком нескольких ханов.

Большинство средневековых хронистов и современных исследователей склонны видеть в Мамае сепаратиста и едва ли не узурпатора власти. При этом упускается из виду, что Мамай, в отличие от других племенных вождей, в течение всей своей жизни поддерживал представителей одной и той же ветви Джучидов, по-видимому, наиболее законной — потомков Бату.

На фоне череды ханов, сменявших друг друга в Сарае каждый год, а иногда и каждые несколько месяцев, правление ставленников Мамая — Абдаллаха (1362–1369) и Мухаммад-Булака (1370–1380) выглядит весьма продолжительным. Власть этих ханов признавалась во многих областях, поэтому неудивительно, что до 80% обнаруженных археологами джучидских монет этого времени принадлежит ставленникам Мамая (Пономарев 2002: 64; Федоров-Давыдов 2003: 76–111).

В 1372–1373 и 1374–1375 гг. Золотая Орда едва не была объединена под властью Урус-хана, главы Синей Орды — левого крыла улуса Джучи. Однако западные степи продолжали находиться под контролем Мамая, а вскоре Урусу пришлось вернуться на восток для противостояния своему сопернику Токтамышу (Тохтамышу) и его союзнику — чагатайскому эмиру Тимуру (Ускенбай 2008: 113–118).

Опытный политик, Мамай, в свою очередь, не сумел противостоять одновременно восточным Джучидам, русским князьям и итальянским колониям, сопротивлявшимся его власти в Крыму. Для сохранения контроля над Золотой Ордой Мамай пытался вовлечь во внутреннюю борьбу иностранных союзников — Геную, Великое княжество Литовское, племена Северного Кавказа, но это ему не помогло.

В сентябре 1380 г. Мамай потерпел поражение от русских на Куликовом поле, а в ноябре того же года вновь собранная им армия изменила ему, признав законным ханом Токтамыша, нового правителя Синей Орды. Мамай бежал в Крым, надеясь найти защиту у генуэзцев, но был убит: по одним сведениям, генуэзцами, по другим — людьми Токтамыша (Почекаев 2010а: 95–96).

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

Период временного объединения Золотой Орды

Токтамыш (1379– 1395) стал последним ханом, сумевшим объединить под своей властью всю территорию улуса Джучи.

Именно в правление Токтамыша в русских летописях впервые вводится в употребление название «Большая Орда», отражающее, видимо, объединение всех земель Джучидов под единой властью.

Но, восстановив контроль над территориями, принадлежавшими его предшественникам, Токтамыш пожелал установить власть и над теми областями, на которые прежде, еще до смуты, претендовали ордынские ханы. Поэтому, едва укрепив свою власть внутри страны, он тут же предпринял походы с целью присоединения Азербайджана и Хорезма, в результате чего вступил в конфликт со своим бывшим покровителем и союзником — эмиром Тимуром, при поддержке которого сам же и пришел к власти (Миргалеев 2003: 101–106).

О правлении Токтамыша нам известно из русских летописей, а также восточных исторических сочинений. Поскольку русские летописцы не могли простить этому хану сожжения Москвы в 1382 г., а персоязычные хронисты Мавераннахра и Хорасана были приверженцами Тимура и его потомков, то Токтамыш охарактеризован в их трудах весьма негативно. Неудивительно, что в их трактовке он предстает неудачливым полководцем, неблагодарным ставленником Тимура, обратившим оружие против своего благодетеля и заслуженно им наказанным.

Такая характеристика не совсем оправданна. Прежде всего, Токтамыш был опытным политиком — ведь именно ему удалось объединить под своей властью противоборствующих царевичей и эмиров улуса Джучи. Не подлежат сомнению и дипломатические таланты хана: он сумел упорядочить отношения с Русью и Литвой (которая оставалась его союзником даже после утраты им трона), создал мощный союз против Тимура, в который вошли египетский султан Баркук, кашгарский эмир Камар ад-Дин и хан Могулистана Хызр-ходжа.

Конечно, Токтамыш не обладал полководческим гением своего предка Чингисхана, однако он смог военным путем захватить власть у более сильных противников, затем в течение ряда лет успешно противостоял войскам Тимура и, наконец, не менее успешно сражался с мятежными эмирами в собственном ханстве.

У него было много противников, но главный из них, Тимур, оказался опытнее, что и предопределило конец Токтамыша.

В 1390-х годах Тимур предпринял два опустошительных похода против Золотой Орды, в ходе которых разгромил Токтамыша на Кондурче в 1391 г. и на Терке в 1395 г.

В результате второго разгрома Токтамыш лишился трона, а улус Джучи подвергся страшному разорению (Греков, Якубовский 1998: 270–274; Миргалеев 2003: 133–135).

Однако Токтамыш продолжал борьбу за трон, пока не погиб в 1406 г. в борьбе со своим бывшим приближенным — мангытским беком Идигу (в русских источниках — Едигей).

С именем Идигу связана последняя попытка вернуть Золотой Орде былое могущество.

После разгрома Токтамыша Тимуром Идигу стал бекляри-беком и постепенно захватил власть в большей части улуса Джучи, на трон которого возводил ханов-марионеток Тимур-Кутлуга (1395–1399), Шадибека (1399–1408) и Пулада (1408–1411). Однако окончательно собрать прежний улус под своей властью Идигу и его ставленникам не удалось: в течение его пребывания у власти (1395– 1419) с ним воевали Токтамыш и его сыновья, а периодически против него выступали его же ставленники, привлекая к борьбе русских и литовских князей.

Идигу до последних дней продолжал играть значительную роль в политике Золотой Орды, подобно Мамаю вовлекая во внутренние смуты иностранные силы — сначала Тимура, позже Литву (Трепавлов 2001: 79–81).

Неудача Идигу в его попытках установить контроль над улусом Джучи объясняется не столько отсутствием у него талантов политика и полководца, сколько общеполитической ситуацией как внутри самого улуса, так и за его пределами.

Так, внутри страны многочисленные претенденты на трон были вынуждены опираться на племенную знать, во многом завися от нее, и это сильно подрывало авторитет ханской власти.

Прежние вассальные владения (русские княжества, кавказские государства) усиливали свои позиции по мере ослабевания Золотой Орды и уже не желали, как прежде, подчиняться и платить дань своим прежним сюзеренам.

Золотая Орда: от становления до распада. Краткий исторический очерк

Распад Золотой Орды

Вскоре после смерти Идигу (он погиб в бою с одним из сыновей Токтамыша в 1419 г.) начался окончательный распад улуса Джучи.

В 1420–1430-х годах в Сибири потомки Шибана провозгласили себя правителями Тюменского юрта, в Сарае воцарился Улуг-Мухаммад, в Хаджи-Тархане — Кучук-Мухаммад, в южнорусских степях — Сайид-Ахмад.

Каждый из них претендовал на верховную власть, но фактически являлся правителем самостоятельного государства. При этом даже сыновья Идигу поддерживали соперничавших между собой ханов: Науруз — Улуг-Мухаммада, а Мансур и Гази — КучукМухаммада (Трепавлов 2001: 94).

На короткое время Барак, внук Урус-хана, смог разбить основных конкурентов в борьбе за власть, объединить под своей властью весь Восточный Дешт-и Кыпчак, захватить города Поволжья и даже продвинуться в южнорусские степи, однако вскоре был вытеснен обратно на восток и вскоре пал от рук мангытских биев (ПСРЛ 1949: 245; СМИЗО 2006: 373–378; Трепавлов 2001: 94).

Очевидно, последним собственно «золотоордынским» правителем следует считать Улуг-Мухаммада, после которого на территории Золотой Орды возникли Казанское и Крымское, а затем Астраханское и Сибирское ханства.

На востоке власть окончательно захватили Шибаниды во главе с Абу-л-Хайрханом, а в конце 1450-х — первой половине 1460-х годов Джанибек и Гирей, потомки Урус-хана, отколовшись от Абу-л-Хайра, положили начало Казахскому ханству (Султанов 2006: 253–262).

Все эти государственные образования были наследниками некогда могущественной державы Джучидов.

Собственно же золотоордынские ханы, номинально считавшиеся верховными правителями, сохранили под своей властью только регионы Среднего Поволжья и южнорусские степи, гордо именуя эти владения «Тахт-Эли», т.е. «престольное владение» (Григорьев 1987: 47).

В 1480 г. хан Ахмад, пытавшийся восстановить свою власть над Хорезмом и Крымом, потерпел поражение от своих бывших русских вассалов (знаменитое «стояние на Угре»), а годом позже был убит.

В течение следующих двух десятков лет его многочисленные сыновья боролись за власть и господство над Дешт-и Кипчаком, но безуспешно.

В 1502 г. Шейх-Ахмад, сын Ахмада, был разгромлен крымским ханом Менгли-Гиреем, и эту дату в историографии принято считать официальным концом Золотой Орды (Зайцев 2004: 99–103).

Конечно, нельзя не отметить некоторую условность этой даты: попытки реставрации Золотой Орды продолжались вплоть до середины XVI в., да и ее осколки (Казанское, Астраханское и в особенности Крымское ханства) в течение длительного времени претендовали на ее наследие, включая сюзеренитет и право получения дани с бывших вассалов Золотой Орды.

Некоторые исследователи настаивают на том, что Золотая Орда в 1502 г. всего лишь «перекочевала» в Крым, сохранив все прежние традиции, геополитическое положение и международный статус (Collins 1991).

Продолжение следует.

Источник: Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / отв. ред. Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин; Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. — М.: Наука — Вост. лит., 2019. — 503 с.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    577 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    826 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    842 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Образование казахских жузов и их дальнейшая этнополитическая судьба (Х. Аргынбаев)
    2654 0
    Образование казахских жузов и их дальнейшая этнополитическая судьба (Х. Аргынбаев)

    Из сборника «Проблемы этногенеза и этнической истории народов средней Азии и Казахстана». Вып. 3. Этнография. // М.: 1991. 130 с.

    14 июня 2023
    Где спрятана могила Чингисхана
    478 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    577 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    870 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    807 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    779 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    826 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    842 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи