Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

06 июня 2022, 20:46 3906 0 Автор: Золотая Орда

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Мавзолей Джучи-хана в 2006 году

Группа исследователей из Казахстана и США во главе с Ириной Панюшкиной (Irina P. Panyushkina) из Аризонского университета датировали радиоуглеродным методом фрагменты деревянных конструкций из расположенного в Центральном Казахстане памятника средневековой архитектуры, известного как мавзолей Джучи-хана. Оказалось, что мавзолей был построен в первой половине XIV века, примерно через 100 лет после смерти Джучи (1182–1225). Исследование опубликовано 27 апреля 2022 г. в журнале Radiocarbon.

Джучи был старшим сыном Чингисхана, который в 1207 году получил от отца улус в составе формирующегося Монгольского государства. В улус вошли присоединённые самим Джучи земли на Алтае, в Хакасии и в Среднем Прииртышье на востоке Казахстана. А благодаря успеху завоевательного похода на Хорезм 1219–1221 годов в улус были включены обширные территории Кипчакской степи (Дешт-и-Кипчак) в Восточном и Центральном Казахстане. Они стали ядром улуса, из которого впоследствии образовалось самостоятельное государство, вошедшее в историографию как Золотая Орда (Улуг улус, улус Джучи).

Джучи недолго правил своим владением. Обстоятельства его смерти около 1225 года достоверно неизвестны. Существуют версии, согласно которой Джучи погиб во время охоты, согласно второй — был убит своими вассалами.

Казахи связывают место упокоения Джучи-хана с портально-купольным мавзолеем на территории невысокого горного массива Улытау в Карагандинской области, примерно в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказган.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Горы Улытау в Казахстане (фото: vsegda-pomnim.com)

В письменных источниках мавзолей впервые упоминает историк Хафиз Таныш в конце XVI века в сочинении «Шараф наме-йи шахи» («Книга восхваления шахов»), рассказывая о военной экспедиции бухарского эмира.

На Улытау насчитывается несколько десятков средневековых памятников, в том числе некрополи, отдельные гробницы и городища, построенные в XIII–XV веках, в эпоху Золотой Орды.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Слева мавзолей Джучи-хана во время раскопок 1946 года, справа снимок 2006 года

Первые раскопки в мавзолее были проведены в 1946 году советскими археологами, которые обнаружили в мавзолее два повреждённых грабителями захоронения и предположили, что они принадлежат Джучи-хану и его старшей жене. Здесь же были найдены кости животных, верблюжий череп, остатки кожаных изделий и ткани.

Однако некоторые учёные сомневались в принадлежности самого мавзолея Джучи-хану, так как усыпальница построена в мусульманской традиции, а хан и его семья ещё не расстались с верой своих предков — культом Неба.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

В горах Улытау, Казахстан (фото: vsegda-pomnim.com)

Учёные изучили фрагменты древесины из мавзолея Джучи и провели их радиоуглеродное датирование. Анализу были подвергнуты три образца. Первый — это фрагмент гроба, в котором, предположительно, упокоился хан (сами останки — скелет с отсутствующими костями одной руки, — к сожалению, недоступны для исследования, так же, как и второй костяк из мавзолея — казахстанская сторона сейчас проводит собственные ДНК-исследования). Второй образец был взят из остатка балки строительных лесов, сохранившегося с внутренней стороны кирпичной стены пештака. Третий образец взяли из торца дверного порога на входе в погребальную камеру.

Мавзолей Джучи-хана в Казахстане оказался построен через 100 лет после его смерти

Образцы древесины, использованные для радиоуглеродного датирования: A ― фрагмент гроба; B ― фрагмент строительных лесов

Гроб был изготовлен из хвойного дерева (вероятно, сосны), а обе строительные конструкции — из лиственного дерева, скорее всего, тополя. По кривизне годичных колец исследователи определили, что и для лесов, и для порога использовались деревья, срубленные в относительно молодом возрасте — около 20–30 лет. Из-за малой выборки и недостаточного количества годичных колец на образцах они оказались непригодны для дендрохронологического датирования. Поэтому исследователи ограничились установлением возраста радиоуглеродным методом с прямым измерением содержания изотопа 14C с помощью ускорительной масс-спектрометрии.

С доверительной вероятностью 95,4 % дата создания гроба лежит в промежутке между 1218 и 1268 годами, средняя дата определяется 1245 годом. Для порога в погребальной камере учёные получили два вероятных диапазона дат: 1276–1304 и 1367–1380 годы. Более вероятен (81,1 %) первый из них, и исследователи полагают, что дверь в камеру была установлена в период с 1280 по 1290 год. Фрагмент строительных лесов со стены портала оказался самым молодым из образцов: время его создания определено между 1298 и 1398 годами со средней датой 1350 год.

Поскольку средняя дата изготовления гроба на 20 лет позднее момента смерти Джучи, Панюшкина и её коллеги склонны считать, что гроб всё-таки предназначался не для останков хана. Возможно, в гробу был похоронен кто-то из его ближайших потомков, причём не по мусульманскому, а по традиционному монгольскому обряду: мавзолея в то время ещё не было.

К концу XIII века ислам уже достаточно широко распространился в Золотой Орде, и к нему стали склоняться представители правящего рода. Так, правнук Джучи, хан Тудэб-Менгу, принял ислам в 1283 году. Приблизительно в это время началось возведение самых ранних элементов гробницы, и строительные работы продолжили в XIV веке, особенно после того как в 1313 году при хане Узбеке ислам стал государственной религией Золотой Орды. Портал мавзолея соорудили около 1350 года, когда со времени кончины Джучи-хана прошло уже более 100 лет.

Вопрос о том, кому из представителей правящего клана принадлежали найденные останки и когда их вместе с погребальным инвентарём (видимо, под влиянием архаичной традиции) поместили в усыпальницу, остаётся открытым. Авторы исследования не исключают, что мавзолей мог получить имя Джучи и в память о первом правителе Золотой Орды.

Об обнаруженных захоронениях монгольских воинов-джучидов XIII – XIV веков в Казахстане, читайте здесь.

Источник : nplus1.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    987 0
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    2833 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения
    4750 0
    Религиозные взгляды Джучи-хана и его вероятное место захоронения

    Джучи-хан – старший сын Чингисхана, сыграл важную роль в завоеваниях Монгольской империи и управлял западными территориями. Однако его внезапная смерть, а также отсутствие точных сведений о месте его захоронения породили множество гипотез.

    23 февраля 2025
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей
    5096 0
    Чингисхан и Гитлер: генетическое и историческое наследие двух правителей

    Исторические параллели и антитеза двух правителей.

    08 февраля 2025

    Популярное

    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ
    987 0
    Монгольские истоки казахской кочевой культуры: Историко-культурный анализ

    Кочевая цивилизация Великой степи, охватывающая территорию современного Казахстана, сформировалась в результате длительных этнокультурных взаимодействий. Однако именно в XIII–XIV веках под влиянием Монгольской империи и её наследников на территории будущего Казахского ханства произошёл качественный цивилизационный сдвиг.

    05 июня 2025
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?
    2833 0
    История без мифов. Казахстанские историки о кочевниках и был ли Чингисхан казахом?

    Радик Темиргалиев и Жаксылык Сабитов рассказали о теме родов и племён у кочевников, об их интеллекте и культуре.

    02 мая 2025
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия
    784 0
    Казахи в составе Кокандского ханства: вхождение, этнический контекст и исторические последствия

    Исторический фон, период нахождения казахов под властью Коканда, итоги и последствия.

    01 мая 2025
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью
    790 0
    Дугар Тапхаев: путь бурятского лидера между войной, изгнанием и памятью

    Герой или каратель: судьба Дугара Тапхаева (1884—1934).

    23 апреля 2025
    История
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского
    921 0
    Происхождение русских: антропологический взгляд Станислава Дробышевского

    В своей лекции «Происхождение русских» антрополог Станислав Дробышевский рассматривает формирование русского народа с точки зрения антропологии, генетики и истории. Приводим новейшие данные о генетической структуре русских популяций по регионам.

    19 апреля 2025
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации
    1003 0
    Влияние монгольской экспансии XIII века на формирование татарской нации

    Монгольская экспансия XIII века оказала глубокое влияние на формирование татарской нации, создав политические, социальные и культурные условия для консолидации тюркских и иных народов Поволжья.

    17 апреля 2025
    Статьи
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам
    997 0
    «Консервы» вечной мерзлоты: почему копальхен убивает приезжих, но даёт силу северным народам

    Почему северяне едят копальхен и не травятся? Смертельный эксперимент: трагедия советской экспедиции.

    12 апреля 2025