Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

04 сентября 2022, 21:28 2174 0 Автор: Золотая Орда

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Памирский кыргыз (фото антрополога Тобиаса Маршалла, который 11 месяцев провел среди кыргызских скотоводов-кочевников в глухих горных долинах северо-востока Афганистана

Киргизы являются многочисленным меньшинством в Узбекистане (приблизительно от 160 тыс. до 370 тыс.), в Китае (160 тыс.), Таджикистане (70 тыс.), Казахстане и России. Многочисленные группы киргизского населения проживают также на северо-востоке Афганистана (30 тыс.), в Монголии, Пакистане и Турции.

Географическая разбросанность киргизского населения связана с его преобладавшим ранее кочевым образом жизни - до XIX в. пастухи кочевали почти независимо от государственных границ. Установление стабильных границ (особенно между Россией и Китаем) резко сократило число кочующих и на многие десятки лет оборвало взаимоотношения между близкими киргизскими родами.

На формирование компактного меньшинства повлияли также политические события, которые привели к значительным перемещениям населения в разных направлениях (например, Дунганское восстание в Китае в XIX в., восстание среднеазиатских народов в 1916 г., насильственная коллективизация и раскулачивание в СССР, приход коммунистов к власти в Китае).

Памирские киргизы — этнические киргизы, начали заселять высокогорный Памир в несколько этапов с 1575 года. Вторая волна киргизов переселилась в Памирское высокогорье в 1920-х — 1930-х годах с целью избежать экспроприации скота после установления советской власти в Киргизии.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Когда Ваханский коридор был передан Афганистану в качестве буфера между Британской Индией и Российской Средней Азией, политические границы разделили памирских киргизов на две большие группы. Большая часть из них (свыше 65 000 человек) — это современные киргизы Таджикистана. Меньшая часть (около 2 000 человек) — это киргизы современного Афганистана, которых практически не затронула советизация. Судьба киргизов этих стран в XX веке складывалась по-разному. Потомки памирских киргизов Афганистана проживают также в Пакистане и Турции.

А. Н. Бернштам пишет, что «в XVII веке киргизы распространили свою власть на Памир, заняв в 1653 г. Кара-Тегин и Гиссар, затем дошли даже до Балха, то есть Афганистана, где и поныне имеются группы киргизской народности».

Памирские киргизы — один из самых выносливых народов мира, жизнь и быт которого сложились в условиях холодных высокогорных пустынь. Традиционное занятие — кочевое скотоводство (овцы, лошади и яки). Скот меняли на муку и прочую утварь у уйгуров и таджиков.

Впервые для российских этнографов памирские киргизы стали известны с 1892 года. Тогда численность киргизов на Памире составляла около 10 тыс. чел. Простые и незатейливые на первый взгляд, памирские киргизы поразили русских путешественников степенью адаптированности к проживанию в суровых горных условиях. Они также произвели впечатление гостеприимных и простодушных людей.

Этногенез

Памирские киргизы по этническому составу в основном принадлежат к ичкиликам. В ряде работ понятия «памирские киргизы» и «ичкилики» тождественны.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

По мнению К. И. Петрова, основное ядро ичкиликов составляли булагачины и кэрэмучины. Кроме них, в состав памирских киргизов входили теиты, найманы, кесеки и кыпчаки.

Кэрэмучины (бур. Хэрмэшин, монг. Хэрэмчин) — старинное бурят-монгольское племя. Упоминаются в числе родов страны Баргуджин-Токум. В настоящее время один из эхиритских родов.

Этноним кэрэмучины с бурятского языка переводится как «белковщики». Данное мнение было поддержано Г. Д. Санжеевым и И. Н. Березиным. Согласно Г. В. Ксенофонтову, этноним кэрэмучин происходит от слова «хэрмэн» и означает «ловец белок». По аналогии с булагат — булагачин (буквально — «соболевщики») кэрэмучин — охотничье прозвание эхиритов. По монгольски белка — хэрмэн, отсюда «хэрмэчин» или «кэрэмучин».

В составе эхиритов значится род хэрмэ (хэрмэшин, кырма), который, по мнению Б. З. Нанзатова, имеет очевидное отношение к средневековым кэрэмучинам. Соглашаясь с тем, что термин кэрэмучин созвучен бурятскому хэрмэ — белка, он выдвинул собственную гипотезу его происхождения. Согласно Б. З. Нанзатову, также возможна связь этнонима с монгольским термином «хэрмэ/хэрэм» — «город, крепость». В таком случае «хэрмэшин» — «житель города/крепости».

Кэрэмучины впервые упоминаются в «Сборнике летописей» как одно из племен страны Баргуджин-Токум. Кэрэмучины у Рашид ад-Дина неразлучны с булагачинами и пишутся всегда рядом. Кроме них среди племен Баргуджин-Токума упоминаются баргуты, хори, туматы, ойраты, хойин-урянка (лесные урянкаты), а также ветвь баргутов, племя тулас и баяты. Каждое племя имело своего начальника и предводителя. Племена Баргуджин-Токума в начале XIII века вошли в состав империи Чингисхана.

Часть кэрэмучинов вместе с другими монгольским племенами переселилась в Среднюю Азию и вошла в состав киргизов. Известно, что в составе киргизских племен XVIII в. фигурировали керемучины. Согласно К. И. Петрову, ядро группы ичкилик тянь-шаньских киргизов составили булагачины и кэрэмучины.

В настоящее время представители эхиритского рода хэрмэ (хэрмэшин) проживают на территории сельского поселения Кырма в Усть-Ордынском Бурятском округе. Также проживают в других районах Иркутской области и Бурятии. Род хэрмэ (хэрмэшин) представляет собой одно из подразделений эхиритского рода хэнгэлдэр в составе верхоленских бурят.

Y-ДНК

По Y-ДНК памирские киргизы Таджикистана и Афганистана значительно отличаются от киргизов Киргизии и не похожи ни на одну исследованную популяцию Средней Азии. Главное отличие - 24% гаплогруппы N-P43.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Это можно сформулировать и так, что географически удаленные популяции киргизов (Киргизии и Таджикистана-Афганистана) оказались генетически сходны, различия между ними связаны лишь соотношением центрально-азиатских и сибирских гаплогрупп. Так, у киргизов Тянь-Шаня преобладает степное влияние на генофонд, а на высокогорном (4000 м над уровнем моря) плато Памира степные влияния слабее, и поэтому у памирских киргизов лучше сохранились свидетельства сибирского происхождения киргизов, проявляющиеся в высокой частоте (до 25%) «сибирской» гаплогруппы N1a2b (P43).

Гаплогруппа N1a2b (ранее N1b) определяется мутацией P43. Предполагается, что N1a2b возникла 4500 — 10 000 лет назад на территории Саян или поблизости.

Эта Y-хромосомная гаплогруппа распространена у народов уральской группы, тюрков, монголов. До 2008 года носила название N2.

Исследование в Афганистане

Число исследований, посвященных афганским киргизам, относительно невелико. Это связано, прежде всего, с нестабильной ситуацией в регионе. Среди новейших относительно долгосрочных исследований можно упомянуть работы Т. Каллахана (Callahan 2006) и Х. Кройцманна (Kreutzmann 2004).

В горах Памира (в частности, на территории современного Таджикистана, граничащего с Афганистаном) киргизская популяция живет с XVIII в. По информации, которую приводит французский исследователь Реми Дор (Dor 1975), на Памир из сегодняшнего Кыргызстана переселились киргизские племена Кесек и Тейит. Каратегинских киргизов (в сегодняшнем Жергетальском районе Таджикистана) упоминает в своем отчете об экспедиции А. Штейн (Stein 1916: 361). В Каратегине проживает около 50 000 киргизов.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

В 30-е гг. ХХ в. из-за нестабильной обстановки в советской Средней Азии в афганский Ваханский коридор переселилась группа памирских киргизов во главе с Рахманкул-ханом. 20-е годы они провели в китайском Туркестане (район г. Урумчи), где члены семьи Рахманкул-хана владели наследственными пастбищами и жильем.

Спустя некоторое время памирские киргизы перебрались в Афганистан, где на тот момент (30-е гг.) уже жили другие киргизы - возможно, тоже члены рода Рахманкул-хана. Таким образом, этот период является началом киргизской колонизации Вахана.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Рахманкул-хан (август 1913 — 6 августа 1990)

Рахманкул-хан стал одним из богатейших людей в Афганистане, а киргизы получили значительную поддержку со стороны афганского короля Захир Шаха. Они не были обязаны служить в афганской армии и получили статус народа, охраняющего государственную границу, наравне с государственными пограничниками. За заслуги в защите северо-восточной границы король пожаловал Рахманкул-хану титул Защитника Памира (Pasbani Pamir).

В 1971 г. в Афганистане проживало около 3000 киргизов. Большинство из них жили на Малом Памире - по данным Шахрани (Shahrani 2002), их численность в Ваханском коридоре составляла 1800 человек. Дети афганских киргизов часто умирали во младенчестве, это распространялось как на бедные, так и богатые семьи.

После провозглашения Республики в 1973 г. положение Рахманкул-хана, бывшего любимцем короля, пошатнулось. Дальнейшее ухудшение ситуации в Афганистане произошло после очередного переворота в 1978 г. (Апрельской революции), нестабильность регионе также была связана с военным вмешательством США, а позже Советского Союза. В том же году в связи с этими событиями Рахманкул-хан принял решение отвести ваханских киргизов от границы на север Кашмира. Во время переселения киргизы потеряли большую часть своего скота, многие заболели из-за перемены климата. Тогда Рахманкул-хан обратился к правительству США с просьбой позволить киргизам эмигрировать на Аляску. Ответа на эту просьбу он не получил, но в марте 1982 г. турецкое правительство предоставило ваханским киргизам возможность переселиться в Турцию. Там в 1990 году Рахманкул-хан умер.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Рахманкул-хан читает книгу со своей внучкой

Во время переселения в Турцию около 50-ти киргизских семей во главе с Абдурашшид-ханом вернулись на афганский Памир.

У афганских киргизов можно столкнуться с некоторыми чертами традиционной культуры, к которым относятся украшения юрты, песни, которые поются не только во время празднований, но и в случае чьей-нибудь смерти. Тогда нанимают знаменитых певцов, которые поют погребальные песни кошок. В современном Кыргызстане также поют на похоронах погребальные песни кошок, но их исполнителями являются родственники умершего, тогда как в Афганистане нанимают чужих, в основном бедных людей, так как богатые считают постыдной публичную демонстрацию своего пения. Среди жителей Памира пользуются популярностью детские игры с камнями или костями животных, распространенные и в современном Кыргызстане - Беш-таш, Ашик-атмай, Кюрош. (Строилов 1993).

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Исследование в Афганистане проводилось на киргизском языке. Киргизы из Кыргызстана многих слов из старого киргизского языка не понимают, в отличие от афганских киргизов, в лексиконе которых до сих пор присутствует множество старинных слов и выражений, общих сразу для нескольких тюркских и даже монгольских языков. Некоторые современные слова кочевники-скотоводы начали использовать лишь после 1917 г. Этих слов довольно много, и в Кыргызстане они звучат только по-русски (картошка, носки, туфли). Афганцы, говорящие на языке пушту, называют картофель англицизмом puttaattee, это же слово используют местные киргизы. Китайские киргизы используют для обозначения картофеля китайское tudou или уйгурское yangyo, но иногда мы встречаемся с русским словом картошка даже у них.

Вахан

Ваханский коридор, который простирается от афганского Ишкашима до Вахширского перевала (Vakhjir Dawan) у китайской границы, возник в конце XIX в. в качестве буферной зоны между Россией и Великобританией. Граница была размечена на основе ряда соглашений, заключенных в период 1873-1981 гг.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Ваханский коридор

Вахан включает в себя две области - Большой и Малый Памир. Горы вокруг ваханских долин имеют среднюю высоту 5450 м. над уровнем моря. Перевалы, соединяющие Большой и Малый Памир, как правило, открыты только летом и ранней осенью, что влияет на деловые контакты и взаимные отношения.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Группы киргизов, проживающие в этих областях, таким образом, отрезаны друг от друга географически и экономически. В том, что касается сбыта зерна, лошадей, опиума и почти всех других изделий, они почти полностью зависят от того, как все эти вещи расходятся на местных рынках (Kokaisl et al. 2010).

Ваханских киргизов посетил в 70-е гг. К. Маури (Маури 1986), который встретился также с их предводителем Рахманкул-ханом.

«На этих летних пастбищах, - рассказал Рахманкул-хан, - нас живет около тридцати, большая патриархальная семья. У меня есть две жены и десять детей. Самому старшему уже сорок, а самому маленькому - три года. Мы киргизы - пастухи скота. Когда-то у нас были богатые пастбища и пахотные земли...» (Маури 1986)

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Три тысячи афганских киргизов разводят овец, коз и яков. Киргизы занимаются также охотой, для которой используют русское и китайское оружие. Единственным жилищем киргизов является юрта.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

До закрытия границы после второй мировой войны основным местом, где афганские киргизы покупали себе зерно, одежду, оружие и посуду был китайский Кашгар, но политические события в Китае положили конец торговым связям, поэтому жители вынуждены спускаться в Вахан.

Между киргизами и ваханцами существуют давние разногласия, притом что обе этнические группы являются взаимозависимыми в экономическом плане (Маури 1986).

По данным Кройцманна и Фелми (Kreutzmann, Felmy 2004), пастбища Памира используются недостаточно - по сравнению с серединой 70-х гг. ХХ в. здесь в 1999 г. паслось только 22,9% от первоначального количества овец и коз, 40,2% яков и половина первоначального количества лошадей. Только число верблюдов увеличилось на 9,6%.

Киргизы Малого Памира занимаются также торговлей с приграничными районами Пакистана - на незаконные пересечения границы закрывают глаза как афганские, так и пакистанские пограничники.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

До недавнего времени существовали также торговые отношения с Таджикистаном, но местные базары быстро исчезли после 2005 г., когда территорию Таджикистана покинули охранявшие границу российские войска.

Благодаря более широким возможностям торговли, киргизы Малого Памира живут значительно лучше, чем их сородичи на Большом Памире (Kokaisl et al. 2010). Несмотря на то, что Большой Памир занимает площадь 5500 км2, освоенная киргизами область достигает всего лишь 1550 км2. На остальную территорию заявляют права ваханцы, занимающиеся сельским хозяйством и животноводством (Callahan 2006: 1-10).

Киргизы кочуют с пастбища на пастбище обычно только на небольшие расстояния, как правило, не более 20 км. Направление миграции - с летних пастбищ (джайлоо) на северных склонах (терскей) на зимние пастбища на южных склонах (кунгей) (Kokaisl et al 2010).

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Поскольку на зимовке они остаются значительно дольше (восемь месяцев), то на южных склонах мы находим большее количество зданий. (Callahan 2006: 1-10). Дома оборудованы всем необходимым, в том числе и телевизорами, по которым местные жители смотрят спутниковые программы из Кыргызстана.

Важной частью жизни киргизов является ислам, знание Корана и ежедневные намазы. Школ здесь нет, обучение проходит только на дому (Чернов 2008).

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Киргизы женятся только между собой, причем девушки становятся невестами иногда в 13 лет или даже раньше, не являются редкостью и браки между двоюродными братьями и сестрами; широко распространено многоженство. В то время как родственные браки (между двоюродными братьями и сестрами) для кыргызстанских киргизов немыслимы, у афганских киргизов или ваханского населения этим бракам, наоборот, отдается предпочтение (Shahrani 2002).

У афганских киргизов - огромная детская смертность: из 1000 новорожденных 520 детей умирают в возрасте до пяти лет. Огромно также число смертей среди рожениц: вероятность погибнуть при родах для киргизской женщины в Афганистане составляет больше 30%. Несмотря на то, что местные киргизы почти не пьют алкоголь, проблемой является широкое употребление опиума, в основном поставляемого таджиками из нижнего Бадахшана (Callahan 2006).

Шуолдара

Кроме Вахана, около трех десятков киргизов проживают также в деревне Шуолдара (в 18 км от районного центра Ишкашим). Все киргизы, проживающие в Шуолдаре, являются потомками двух братьев, отец которых перекочевал в Вахан из китайского Кашгара приблизительно в 40-е гг. XX в. В Шуолдару они перебрались только после свадьбы. Сначала члены обеих семей жили всего в двух юртах, которые привезли из Кашгара. Кирпичные дома построили только сыновья первых переселенцев.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

В 2008 г. старейшей жительницей Шуолдары была Гульбиби, вдова одного из братьев, которая, как и все местные киргизы, не знала своего возраста. К тому времени, когда она пришла в Шуолдару со своим мужем, ей могло исполниться около двадцати лет. “Сегодня мне восемьдесят, но точно я не знаю. Может быть, мне шестьдесят” (ПМА 2: Гульбиби).

Киргизы, проживающие в Вахане и Шуолдаре, поддерживают между собой отношения, так как ваханские киргизы иногда приходят торговать на рынок в городе Ишкашим. Все афганские киргизы имеют общего предводителя. Самым известным был, несомненно, уже упоминавшийся Рахманкул-хан, сейчас это Турдуйохан и его заместитель Кудайберды из Шуолдары. В случае возникновения каких-либо проблем предводитель может решить их, употребив свой авторитет. Одновременно он является посредником между киргизами и центральным афганским правительством.

Однако подавляющее большинство афганских киргизов не имеют четкого представления о центральной власти. Об этом можно судить, например, по ответам Ороз-мамата:

«Как зовут нашего президента?


Я не знаю, не знаю даже как звали предыдущего. Поэтому не могу сказать какой он. Но я говорил с учителем, и он сказал, что им добавили денег, поэтому, наверное, хороший» (ПМА 3: Орозмамат).

Школа (только для мальчиков) находится от Шуолдары в двух часах ходьбы по горам. Все обучение ведется на языке фарси, а родители не считают посещение школы чем-то очень важным. Сыновья с 12-ти лет остаются дома и помогают вести хозяйство, а знания, полученные в школе, по мнению родителей, для практической жизни совершенно бесполезны.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Переезд в Кыргызстан

В 2021 году шесть семей памирских кыргызов, чьи предки сто лет назад переселились на Памир, решили, как они говорят, вернуться на историческую родину.

33 памирских кыргыза, приехали в Кыргызстан из Афганистана. Правительственная экспедиция во главе с вице-премьером Чолпон Султанбековой в октябре привезла в Нарынскую область шесть семей этнических кыргызов, проживавших на Малом и Большом Памире в Афганистане. Среди них 17 детей, которые получат на родине образование.

Заведующая отделом по делам кайрылманов Государственной службы миграции Кыргызстана Жыпар Мамбетова, побывав у соплеменников в Афганистане, рассказала ИА «24.kg»:

«Климат там очень суровый. Ничего не растет, кроме травы. Да и трава невысокая. Никаких условий. Даже туалетов у них нет: нужду справляют прямо на улице, главное — отойти подальше от людей.


Мне их очень жалко. Они умирают даже от гриппа и простуды.
Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)



Когда я приехала к памирским кыргызам, сложилось впечатление, что я попала в средневековье. У них еще древняя культура, образ жизни и сознание. Выживают, занимаясь животноводством: разводят яков, овец и верблюдов».

Сегодня женщины памирских киргизов составляют всего одну треть населения.

Памирские киргизы (этногенез, Y-ДНК, исследование в Афганистане)

Памир стоит на первом месте в мире по материнской и детской смертности. Их численность из года в год сокращается на шесть-семь процентов. Если такая тенденция сохранится, в течение 10–15 лет, вероятно, они просто исчезнут.


Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Где спрятана могила Чингисхана
    281 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    621 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза
    722 0
    Казахстан выбрал Улус Джучи – осколок Великой Монголии, в качестве великого государства прообраза

    Казахстанские историки намерены развернуть большую исследовательскую работу по изучению Улуса Джучи.

    13 января 2024
    Последний набег Золотой Орды на Москву
    570 0
    Последний набег Золотой Орды на Москву

    Окрепшее Московское княжество, пользуясь распрями и смутой среди монгольских ханов, вот уже с 1395 года не платит дань. Но всё изменилось в 1408 году.

    21 декабря 2023
    Где спрятана могила Чингисхана
    281 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы
    381 0
    Монгольский генетический компонент в генофонде коренных народов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы

    Одним из недавних по времени появления компонентов в генофонде большинства этносов Сибири, Средней Азии и Восточной Европы является монгольский генетический компонент, маркирующий одну из самых последних волн миграций на территории Северной Евразии.

    04 марта 2024
    Статьи
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК
    666 0
    О начальном этапе происхождения тюрков и их ДНК

    Где находится изначальная родина тюрков? Кем были древние тюрки, монголоидами или европеоидами?

    22 февраля 2024
    Цыбен Жамцарано: история жизни
    621 0
    Цыбен Жамцарано: история жизни

    Сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы.

    16 февраля 2024
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»
    597 0
    «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

    Колониальный порядок Российской империи в Туркестане.

    12 февраля 2024
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства
    638 0
    Борьба Чингисхана за образование Великого Монгольского государства

    Чингисхан преодолел тяжёлый путь вооружённой борьбы для объединения монгольских племён.

    11 февраля 2024
    Статьи
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?
    657 0
    Екатерина II как воплощение Белой Тары: обожествляли ли буряты Романовых?

    Николай Цыремпилов - ассоциированный профессор Назарбаев университета, на основе сопоставления и анализа документальных, нарративных и фольклорных источников на бурятском, русском и тибетском языках внёс ясность в этот вопрос.

    05 февраля 2024
    Статьи