Цыбен Жамцарано: история жизни

16 февраля 2024, 19:40 1435 0 Автор: Золотая Орда

Цыбен Жамцарано: история жизни

Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1881 - 1942)

Бурятский учёный Цыбен Жамцаранович Жамцарано родился в 1881 г. в улусе Судунтуй Хойто-Агинского родового управления в семье зайсана (старосты) рода ходанца-шарайд Жамцарана Гендунова. О себе и своих корнях он писал:

«Мои предки первоначально обитали в долине Ингоды, затем перекочевали в Агинскую степь. Я принадлежу к хоринскому роду шарайд бурятского народа монгольской кости. Имя моё Цыбен. Отца зовут Жамцараном. Он родился в год барса, сейчас ему 50 лет. В молодости он хорошо пел, ловко усваивал грамоту, 9 лет был в должности зайсана. У него спокойный характер, потому его звали «старый зайсан». Дедушку звали Гэндэном. Он был человеком беспокойным, с прямым характером, делал всё по-своему. Весьма старателен был в работе. Несколько лет был зайсаном. Скончался он на 68 году жизни. У него был один сын и одна дочь. Нас в семье было 5 детей: 3 сына и 2 дочери. Бабушку по матери звали Ганжур или Долгор Цэнгуева. Была весьма умной, знала монгольскую грамоту. Она обучила моего отца и других молодых чтению и письму».

По тогдашним бурятским традициям монгольскому письму и грамоте юный Цыбен Жамцарано обучился в семье, в которой высоко ценились знание и грамотность, также как и интерес, и любовь к культуре своего народа:

«Любовь ко всему родному, бурятскому, любовь к родной старине, к былинам и шаманским гимнам, к народной поэзии и религии – я получил с малых лет. 80-летняя прабабушка делилась воспоминаниями о своём детстве, о «чертовщине», о борьбе шаманов с ламами, о великом духе горы Шасана, который настолько был реален, что мог разговаривать с детьми. Бабушка рассказывала о славных подвигах Гэсэра, о борьбе его с многоголовыми чудовищами «мангатхаями»; дедушка – об ухэрах [духах] нашей семьи, которые разъезжают, будто бы, по кочевьям, чтобы увезти понравившегося им родственника, – всё это до крайности увлекало нас детей, унося наши воображения в фантастический мир героев и мангадхаев, шаманов и оборотней, в правдивости существования которых у нас не возникало никаких сомнений. Отец иногда читал вслух трилогию – Гэснэ-хан, Арджи-Бурджи-хан, Викармиджид-хан, индийские притчи из книги «Белый лотос» и т. д. Дедушка любил до обожания степные бурятские законы и сам читал, и меня заставлял читать».

В 12 лет отец увозит сына для поступления в Читинское городское трехклассное училище, которое Цыбен успешно оканчивает с Похвальной грамотой. Через месяц после окончания училища 15-летний Цыбен Жамцарано уезжает в Санкт-Петербург для продолжения образования в бурятской гимназии, основанной П. Бадмаевым для бурятских мальчиков. Через несколько лет обучения в гимназии, он был вынужден бросить обучение из-за несогласия принять православие. Летом он возвращается домой и осенью поступает на учёбу в Иркутскую учительскую семинарию, в которой успешно учился с 1898 по 1901 гг. После окончания семинарии 20-летний Цыбен Жамцарано возвращается в Агу и начинает работать учителем Агинского приходского училища. Уже через год, в 1902 г., агинские буряты принимают решение послать на общественные средства, собранные среди земляков, его и Базара Барадина вольнослушателями для продолжения обучения в Санкт-Петербургском университете (С-ПУ). За годы учёбы в университете Цыбен Жамцарано получил основы для будущей разносторонней научной деятельности.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Его научная деятельность началась со второго курса С-ПУ. Начиная с 1903 г. он вместе со старшими преподавателями каждое лето отправляется в экспедиции в Центральную Азию для изучения разных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп под патронажем Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии и Русского музея императора Александра III. Студент и уже исследователь Ц. Жамцарано собирает и фиксирует фольклорные и этнографические материалы у разных этнических групп, записывает их устные предания об их истории и происхождении.

В стенах университета молодой учёный разработал методику научной паспортизации записываемого материала и информантов с подробными комментариями, которую он впервые применил в экспедициях. Научный талант и пытливость молодого учёного были оценены Русским Географическим Обществом, по решению которого в 1905 г. он был удостоен серебряной медали.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Цыбен Жамцарано с земляками из Аги

В 1907–1908 гг. Ц. Жамцарано преподавал монгольский язык на факультете восточных языков в родном университете и, в последующие годы, принимает участие в организации и проведении длительных научных экспедиций по Внутренней и Внешней Монголии. В этих экспедициях Ц. Жамцарано исследовал диалектные особенности монголоязычных народов, собрал уникальные фольклорные и письменные памятники (рукописи и ксилографы на старомонгольском языке), архивные и полевые материалы по этнографии, этногенезу, шаманизму и истории монгольских народов.

После экспедиции по Внутренней Монголии он написал статью о культе Чингисхана в Ордосе, которая в наше время является единственным достоверным источником о непрерывной линии духовного наследия Чингисхана среди монголов. Его монография «Монгольские летописи XVII века» до сих пор остаётся одним из наиболее капитальных трудов по монгольской историографии, в которой им впервые был дан глубокий анализ и характеристика пяти основных монгольских исторических сочинений XVII в. Его записи фольклорных и эпических произведений бурят и халхасцев изданы в 9-ти томах.

Перу Жамцарано принадлежат такие интересные работы, как «Золотые поучения, приписываемые Чингис-хану», «Происхождение дархатов, хубсугульских урянхайцев, торгутов, хошутов, чахаров, даригангинцев, алтайских урянхайцев, казахов и эвенков», «Жизнь и быт русских подданных бурят» и другие. Жамцарано был выдающимся пропагандистом и популяризатором научных знаний. Им изданы учебные пособия по географии, языкознанию, книга о космографии.

Большая часть его неопубликованного рукописного наследия: статьи, заметки, переводы памятников бурятского права, рабочие тетради, материалы по шаманизму, культу Чингисхана, астрологии, тибетской медицине, хранятся в архивах Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Улан-Батора. Его письменное наследие до сих пор полностью не изучено и не введено в научный оборот.

С 1911 по 1917 гг. Ц. Жамцарано жил и работал в Монголии в Министерстве иностранных дел России. Одновременно он исполнял обязанности советника в Министерстве просвещения в правительстве Богдо-гэгэна. В эти годы благодаря инициативе Ц.Ж. Жамцарано в Монголии была проведена реформа в системе образования и просвещения, были организованы первые светские школы, составлены и изданы первые учебники и учебные пособия. Он был основателем и редактором первых периодических изданий Монголии: журнала «Шинэ толи хэмээх бичиг» и газеты «Нийслэл хүрээний сонин бичиг». Им осуществлены переводы на монгольский язык произведений европейских писателей, например, Л.Н. Толстого «Жизнь Будды», Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан», ряда произведений Джека Лондона, Джованни Боккаччо и других всемирно известных авторов. Им была начата серия переводов мировой художественной классики на монгольский язык, своего рода антология переводов мировой классики.

В 1913 г. он входил в состав монгольской делегации в Россию, выступал в качестве переводчика-эксперта на трёхсторонних переговорах России, Монголии и Китая в 1914, 1915 гг.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Его заслуги были высоко оценены Богдо-гэгэном, который присвоил ему титул туше-гуна в 1915 г. Следует отметить, что заслуги и вклад Ц. Жамцарано в развитие просвещения, образования, культуры и пропаганды лучших мировых научных, художественных и политических достижений среди монгольских народов, трудно переоценить, даже сейчас невозможно не удивляться тому огромному объёму работы, выполненной им в этот период.

С лета 1917 года Ц. Жамцарано активно окунулся в национальное движение в Бурятии и в том же году был избран председателем Бурятского Центрального национального комитета (Бурнацкома). С установлением Советской власти в Забайкалье он, поняв ультрареволюционные идеи местных большевиков, приходит к идее национального самоопределения бурят, чтобы сохранить свой народ в условиях ожесточенной классовой борьбы разных, в том числе вооруженных, сил.

В 1918 г. был избран Наркомом по национальным делам Забайкальской области. Им был издан ряд публицистических статей по проблемам политического и культурного возрождения бурят и монголов. В его личном архиве широко представлены разносторонние материалы, характеризующие этот вид его деятельности.

В 1919–1920 гг. он работал преподавателем Иркутского университета. Ему принадлежит заслуга в организации и руководстве Бурят-Монгольским Учёным комитетом (ныне – Бурятский научный центр СО РАН) в Верхнеудинске (Улан-Удэ).

С 1920 г. через Дальневосточный секретариат Коминтерна в Иркутске Ц. Жамцарано активно включился в национально-освободительное движение в Монголии, он был одним из основателей Монгольской Народной партии (позднее МНРП), был автором политической программы партии, утверждённой в 1921 г. в Кяхте, и проекта первой конституции Монголии.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Он сыграл выдающуюся роль в новейшей истории Монголии, в создании нового монгольского государства и общества начала XX века.

Он занимал многие ответственные государственные посты, как в автономной Монголии, так и в Народном правительстве: заместитель министра иностранных дел, член экономического совета страны, член Совета Госбанка Монголии. Был избран в члены малого Хурала, Президиума ЦК МНРП, возглавлял Центральную контрольную комиссию МНРП. При его непосредственном участии формировалась как внешняя, так и внутренняя политика автономной и народной Монголии.

В 1921–1931 гг. он внедрил в Монголии светскую систему подготовки государственных, научных и учительских кадров. Ц. Жамцарано призывал не притеснять учёных лам, развивать в монастырях светское образование, под которым понимались грамотность на родном языке и начальные сведения по точным наукам и естествознанию.

Цыбен Жамцарано заложил основы Судар бичгийн хүрээлэн (Книжная палата) – в русскоязычной традиции Учёный комитет (Учком) – «для переводов самых важных иностранных книг и учебников на родной язык, просвещения народа и развития научных исследований». Понимая, что собственными силами данную задачу не решить, Ц.Ж. Жамцарано активно инициировал международные связи. Личные контакты Жамцарано с Ольденбургом имели определяющее значение для становления научного взаимодействия Учёного комитета Монголии с Академией наук СССР. Впоследствии Учком был преобразован в Академию наук Монголии.

Следует отметить, что монгольский Учком не рассматривал российское направление как единственное. Однако его контактам препятствовала неопределённость международного статуса Монголии, провозглашённая независимость которой была признана только советской Россией. В глазах остального мирового сообщества страна до 1946 г. оставалась автономной частью Китая. Но и в этих условиях Цыбен Жамцарано до 1932 г. пытался развивать научные связи с Германией, Францией и Америкой.

В 1924 г. Ц. Жамцарано, не имея гражданства СССР, принимает монгольское гражданство.

Понимая многовековую религиозную традицию Монгольского государства, Цыбен Жамцарано видел путь модернизации монгольского общества в единстве буддийской религии с социалистическим строем, при этом он отрицал острые классовые противоречия. Цыбен Жамцарано был знатоком японской конституции 1889 г., которая впервые в Азии ввела конституционную форму правления и заложила основы представительной демократии.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Цыбен Жамцарано последовательно выступал за развитие отношений со странами с развитой демократией, за приобщение к общечеловеческому прогрессу в культуре, за достойное зажиточное существование монгольских народов через кооперирование, развитие частного уклада, за соблюдение прав и свобод человека в их классическом понимании, за уважение свобод личности.

Как отмечают исследователи, Цыбен Жамцарано ратовал за «настоящую независимость Монголии» («ни сюзеренитета Китая, ни протектората России»), превращение Халхи в притягательный центр всех монголов. Ввиду крайней экономической, социальной и культурной отсталости страны путь к социализму, по его мнению, «лежит через госкапитализм и кооперацию», при сохранении и даже поощрении индивидуальных хозяйств до зажиточности. Во имя единства нации, считал он, необходимо не обострять классовую борьбу, избегать «неосторожных шагов, неудачных экспериментов», поэтому нужно делать ставку на реформы и развитие национальной культуры без «навязывания или административных воздействий». «Необходимо продвигаться к социализму медленно, да верно», – писал Ц. Жамцарано.

Однако, разработанный им план дальнейшего развития Монголии подвергся критике со стороны монгольских «левых» деятелей партии, ярых сторонников И. Сталина и Н. Ежова. Жамцарано и его сторонники были изгнаны из партии и со своих постов, поэтому в 1932 г. Ц. Жамцарано был вынужден уехать из Монголии.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Американские исследователи отмечают, что «сложившаяся ситуация направила некоторых бурятских интеллигентов на поиск других путей своей свободы. Они не преследовали российских целей. Но они преследовали цели, которые могли привести к конфликту с российскими внешнеполитическими интересами в условиях неразберихи китайской политики после 1911 г. Их надежды на Великое Монгольское государство в стремлении объединить Танно-Туву, Внешнюю и Внутреннюю Монголию, территорию Барги и, в неменьшей степени, бурятские земли к востоку и западу от Байкала, не могло привести ни к чему более, как к конфликту. Такого рода сообщество могло бы эффективно изолировать Россию от прямого вторжения в Китай, но могло бы также создать государство, враждебное российским амбициям в Азии» [Лиштованный Е.И. 2001].

В 1932 г. Цыбен Жамцарано уезжает в Ленинград, где был принят на должность научного сотрудника Института Востоковедения АН СССР. Там он встречает своих друзей – известных учёных-востоковедов Николая Поппе, Сергея Ольденбурга, Федора Щербатского. Он с жадностью набрасывается на работу и в течение нескольких лет выпускает в печать несколько неизвестных европейской науке монгольских источников и завершает свой фундаментальный научный труд «Монгольские летописи XVII века». В 1935 г. по совокупности научных трудов он удостаивается научной степени доктора литературоведения (т.е. филологических наук) Академии наук СССР. При этом он живёт в одиночестве в общежитии при буддийском храме в Ленинграде.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Ц. Жамцарано - доктор филологических наук, Институт востоковедения АН СССР в г. Ленинграде

Научная деятельность Ц. Жамцарано в Ленинграде оборвалась в 1937 г. Глава НКВД Н.Е. Ежов лично запросил у самого Сталина разрешение на «арест граждан МНР профессора Жамсарано и его аспиранта Мергена Гомбожана».

Цыбен Жамцарано: история жизни

11 августа 1937 г. Ц. Жамцарано был арестован по уголовному делу о шпионаже и участии в повстанческой панмонгольской организации «Японо-бурятский центр», и помещён в камеру к уголовникам. Из-за подобных же обвинений он был вынужден ранее уехать из Монголии. Допросы, следствие и пытки в застенках НКВД длились больше 2,5 лет. Всё это время, в свои 56–58 лет, Цыбен Жамцарано вёл изнурительную интеллектуальную дуэль со сменяемыми друг друга следователями НКВД, где проигрыш означал неминуемый расстрел. Его товарища Элбек-Доржи Ринчино, арестованного в Москве 19 июня 1937 г., расстреляли 23 июня 1938 г. В 1937 году были арестованы и вскоре расстреляны бурятский учёный-востоковед Базар Барадин, исследователь буддийского искусства Осор Будаев, лама Агван Доржиев, тибетолог А.И. Востриков, монголовед М.И. Тубянский. В 1937 году были арестованы и приговорены к высшей мере наказания практически все обитатели буддийского храма в Петербурге. Диктатура питается только кровью. Кровью лучших.

Цыбен Жамцарано: история жизни

Санкт-Петербургский буддийский храм «Даца́н Гунзэчойнэ́й»

19 февраля 1940 г. особое совещание (ОСО) при НКВД СССР приговорило Ц. Жамцарано к 5 годам ИТЛ. К тому времени ему, если считать с момента ареста в августе 1937 года, сидеть оставалось всего два с половиной года. Для отбывания срока Жамцарано был помещён в тюрьму города Орла, однако в сентябре 1941 г. в связи с угрозой взятия Орла немецкими войсками он был вместе с частью заключённых этапирован в Соль-Илецкую тюрьму Оренбургской области. Голод, лишения и пытки подорвали его здоровье. 14 мая 1942 года, в возрасте 61 год, за три месяца до окончания срока, он умер от болезни в Соль-Илецкой тюрьме.

В 1956 г. Цыбен Жамцарано был полностью реабилитирован. Годы официального замалчивания его имени в России не могли не сказаться на крайне неполном представлении о характере деятельности Ц.Ж. Жамцарано и масштабах её результатов. До 90-х гг. прошлого века в основном изучалось его рукописное фольклорное наследие. Были изданы следующие памятники фольклора: «Улигеры хори-бурят», «Улигеры ононских хамниган», «Абай Гэсэр хүбүүн», «Буху Хара хүбүүн», «Айдурай Мэргэн», «Еренсей», «Мэньелтэ Мэргэн» и др.

В апреле 1961 г. бурятские учёные после более чем 25-летнего вынужденного замалчивания его имени смогли отметить 80-летие со дня его рождения, проведя научную конференцию и опубликовав ряд статей, посвящённых его жизни и творчеству. Проведение научной конференции в 1961 г. положило начало устранению исторической несправедливости и восстановлению его заслуг.

Источник : zolord.ru

Реклама

Комментарии ()

    Написать комментарий

    Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

    Похожие материалы
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    152 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    380 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    680 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024
    Где спрятана могила Чингисхана
    1031 0
    Где спрятана могила Чингисхана

    Многочисленные археологические экспедиции отправлялись в путь, чтобы найти его могилу, однако ожидания не оправдались. Новейшие данные о месте погребения Чингисхана на 2024 г.

    10 марта 2024
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии
    152 0
    Жаксылык Сабитов о наследии Золотой Орды и скандале в Монголии

    Почему власти РК инициировали написание новой академической истории Казахстана? Является ли Россия наследницей Золотой Орды? За что судили Жаксылыка Сабитова в Монголии? На эти и др. вопросы ответил известный казахский историк, д-р полит. наук Ж. М. Сабитов.

    23 апреля 2024
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны
    209 0
    Божественный ветер: японские пилоты-камикадзе времён Второй мировой войны

    За каждым пилотом-камикадзе, отправляющимся на верную смерть, стоял обычный человек, часто с женой или возлюбленной дома, и у которых было много причин для жизни.

    21 апреля 2024
    История
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»
    380 0
    Ещё раз о наследии Улуса Джучи: «приватизация» наследия Золотой Орды её потомками недопустима»

    11 апреля в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан прошёл международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой истории Евразии».

    14 апреля 2024
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки
    334 0
    Секрет открытия русского фарфора или первый опыт промышленной разведки

    В 1746 году Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава русского фарфора. Однако секрет у чуда был прост — свершиться ему помог русский разведчик в Китае.

    13 апреля 2024
    История
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной
    609 0
    В Чернобыле появились дикие коровы: хищники обходят их стороной

    По виду они напоминают домашних, но их поведение значительно отличается.

    03 апреля 2024
    Какие народы возникли из Золотой Орды
    680 0
    Какие народы возникли из Золотой Орды

    Сегодня эти народы сохраняют свои уникальные культурные и исторические особенности, хотя они имеют общие корни в Золотой Орде.

    30 марта 2024